Сайт работает в тестовом режиме
75-летие Победы
перейти на сайт

События и мероприятия

Дата в истории: 75 лет со дня образования ЦКБ-16

12 декабря 2024

Ровно 75 лет назад в Ленинграде появилось предприятие, которое сыграло особую роль в развитии отечественного подводного кораблестроения. Первые в мире подводные корабли с баллистическими ракетами, самая высокоскоростная титановая атомная подводная лодка и сверхмалые субмарины – все эти уникальные разработки принадлежат Центральному конструкторскому бюро № 16, чья история неразрывно связана с конструкторским бюро ОСК «Малахит».

 

Центральное конструкторское бюро № 16 – один из предшественников Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» – основали по приказу Министерства судостроительной промышленности 12 декабря 1949 года. Новое предприятие, которое первоначально предназначалось для проектирования тяжёлых крейсеров и линейных кораблей, возглавил талантливый конструктор, выдающийся специалист в области судостроения Николай Никитич Исанин. Основной задачей его коллектива на несколько лет вперёд стала разработка тяжёлого крейсера проекта 82.

Направление деятельности ЦКБ-16 кардинально изменилось в начале 50-х годов. Сначала бюро перепрофилировали на проектирование подводных лодок, а затем назначили головной организацией по исследованию возможности старта баллистических ракет с подводной лодки и созданию первых субмарин с таким вооружением.

Под руководством главного конструктора Николая Никитича Исанина в бюро спроектировали уникальный корабль – дизель-электрическую подводную лодку Б-67 проекта В611. С этой субмарины 16 сентября 1955 года совершили первый в мире успешный пуск баллистической ракеты из надводного положения. Создав подводный ракетоносец, предприятие коренным образом повлияло на развитие отечественного подводного кораблестроения и военно-морского флота.

Результатом труда коллектива ЦКБ-16 являются также серии подводных лодок проектов 629 и 629А. Первые были вооружены баллистическими ракетами с надводным стартом, вторые – баллистическими ракетами с подводным стартом. Всего по проекту 629 построили 22 корабля, а по проекту 629А – 14.

За большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения для подводных лодок конструкторское бюро удостоилось высшей государственной награды – ордена Ленина.

Ещё одно достижение предприятия – первая в мире титановая атомная подводная лодка проекта 661 с комплексом крылатых ракет «Аметист». До сих пор она остаётся самой высокоскоростной субмариной, чей рекорд – развитие скорости подводного хода до 44,7 узлов – никто не превзошёл.

Важным этапом в истории ЦКБ-16 стал период разработки сверхмалых подводных лодок «Тритон-1М» и «Тритон-2», которые предназначались для скрытной транспортировки легководолазов к месту проведения специальных работ в прибрежных районах. Проектирование этих субмарин велось под руководством главного конструктора Якова Евграфовича Евграфова. Строились две серии из 32 и 13 сверхмалых подводных лодок Ленинградским Адмиралтейским объединением (ныне – предприятие ОСК Адмиралтейские верфи).

Значимое событие для бюро произошло в 1970 году. Предприятие по приказу Министерства судостроительной промышленности назначили головной организацией отрасли по проектированию обитаемых глубоководных и подводных технических средств освоения Мирового океана.

23 февраля 1974 года ЦКБ-16, к тому моменту переименованное в ЦПБ «Волна», было объединено с Союзным проектно-монтажным бюро машиностроения (бывшим СКБ-143) в Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит».