События и мероприятия
На год старше: конструкторскому бюро «Малахит» исполнилось 76 лет!
7 апреля 2024Сегодня, 7 апреля, Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (входит в ОСК) отмечает 76-ю годовщину со дня основания. За многолетнюю историю предприятие немало сделало для развития отечественного кораблестроения и не раз удивляло мир уникальными проектами и новыми разработками. В честь праздника рассказываем об интересных фактах из жизни конструкторского бюро.
Первый в мире пуск баллистической ракеты
Конструкторское бюро «Малахит» сыграло одну из ключевых ролей в формировании современных подводных сил нашей страны. В 50-х годах прошлого столетия предприятие положило начало созданию нового подкласса кораблей – подводных ракетоносцев стратегического назначения.
В начале 1954 года Центральное конструкторское бюро № 16 (ныне – конструкторское бюро «Малахит») постановлением Совета министров СССР было назначено головной организацией по исследованию возможности старта баллистических ракет с подводной лодки и созданию первых субмарин с таким вооружением.
В сентябре этого же года в бюро разработали технический проект В611, который предусматривал переоборудование дизель-электрической подводной лодки Б-67 проекта 611 для отработки надводного старта баллистических ракет Р-11ФМ.
Главным конструктором экспериментального корабля являлся начальник ЦКБ-16 Николай Никитич Исанин, а главным конструктором ракетного комплекса – Сергей Павлович Королёв. Под их руководством и были проведены испытания, вошедшие в историю.
16 сентября 1955 года в акватории Белого моря с борта подводной лодки Б-67 произвели первый в мире успешный старт баллистической ракеты из надводного положения. Запуск произошёл в 17 часов 32 минуты. Это событие коренным образом повлияло на ход развития морского вооружения как в Советском Союзе, так и в других странах.
За большие заслуги в деле создания и производства ракетного вооружения новых типов для подводных лодок конструкторское бюро наградили орденом Ленина.
Первая атомная субмарина в Советском Союзе
«Малахит» – то самое конструкторское бюро, где «родился» проект первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».
Проектирование совершенно нового корабля началось в стране осенью 1952 года на основании постановления Совета министров СССР и велось в строгой секретности. Разработку проекта 627 возложили на Специальное конструкторское бюро № 143 (ныне – конструкторское бюро «Малахит»), а главным конструктором назначили Владимира Николаевича Перегудова.
Технический проект опытной субмарины разработали в 1954 году. Однако в него были внесены корректировки, связанные с заменой состава оружия. В начале предполагалось сделать подводную лодку с большой термоядерной торпедой, длина которой составила бы 23,5 м, а диаметр – 1500 мм. В итоге от этой идеи отказались, и взамен корабль получил восемь 533 мм торпедных аппарата.
Строилась подводная лодка К-3 проекта 627 на заводе № 402 в Молотовске (ныне – АО «ПО «Севмаш» в Северодвинске). На стапеле цеха № 42 субмарину заложили 24 сентября 1955 года. Меньше чем через два года она была спущена на воду, и уже в декабре 1958-го завершились её испытания, по результатам которых состоялось подписание приёмного акта. В нём отмечалось, что создание первой отечественной атомной подводной лодки – крупнейшее научно-инженерное достижение в области подводного кораблестроения. Спустя месяц акт утвердил Совет министров СССР, после чего корабль передали ВМФ в опытную эксплуатацию.
За создание уникальной субмарины конструкторское бюро получило высокую государственную награду – орден Ленина. В настоящее время легендарная подводная лодка, с которой началось становление отечественного атомного подводного флота, продолжает служить России, став центральным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадте.
Самая многочисленная серия многоцелевых подводных лодок
Особое место в истории предприятия и флота заняли субмарины второго поколения проектов 671, 671РТ и 671РТМ, предназначавшиеся для борьбы с подводными лодками противника. Они составили самую многочисленную серию многоцелевых атомных подводных лодок, в которую входили 48 кораблей – современных, манёвренных, мощно вооружённых.
Работа над проектом 671 в конструкторском бюро началась в конце 50-х годов прошлого века. В тот период в стране был взят курс на создание новых подводных лодок с более совершенными тактико-техническими элементами.
Главным конструктором субмарины нового типа назначили выдающегося специалиста и учёного в области подводного кораблестроения Георгия Николаевича Чернышёва. Позже именно он возглавил Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит» после объединения ЦКБ «Волна» и СПМБМ в 1974 году.
Первым кораблём, построенным по проекту 671, стала подводная лодка с тактическим номером К-38, оснащённая атомной энергетической установкой, торпедным вооружением и развитой гидроакустической системой. Приёмный акт о её передаче ВМФ был подписан 5 ноября 1967 года.
Проекты 671РТ и 671РТМ представляли собой модификацию проекта 671. В подводных лодках проекта 671РТ применялось усиленное ракето-торпедное вооружение, и была снижена шумность. Субмарины проекта 671РТМ оснащались усиленным ракето-торпедным и новым радиоэлектронным вооружением, а также получили повышенную акустическую защиту.
Строительство серии этих уникальных кораблей велось в период с 1963 по 1992 год на Адмиралтейском заводе (ныне – АО «Адмиралтейские верфи), заводе «Красное Сормово» и заводе им. Ленинского комсомола (ныне – Амурский судостроительный завод).
Корабли, опередившие время
В 70-80-х годах состав советского военно-морского флота стал пополняться высокоавтоматизированными, скоростными и манёвренными многоцелевыми атомными подводными лодками проектов 705 и 705К.
Проектирование уникальных кораблей, предназначенных для уничтожения субмарин противника, велось в конструкторском бюро «Малахит» под руководством Михаила Георгиевича Русанова.
Подводные лодки проекта 705 и разработанного на его основе проекта 705К опередили своё время. В них реализовывались прогрессивные технические решения, которые на тот момент не использовались ни в отечественном, ни в зарубежном подводном кораблестроении. В качестве материала для корпуса применялся титановый сплав. Управление всеми техническими средствами и в целом подводной лодкой было автоматизировано и осуществлялось из главного командного поста. Корабли оснащались торпедными аппаратами с гидравлической системой стрельбы, а также спасательной всплывающей камерой на весь экипаж.
Всего создали две серии подводных лодок. На Ново-Адмиралтейском заводе (ныне – АО «Адмиралтейские верфи») построили четыре субмарины по проекту 705, а на Северном машиностроительном предприятии (ныне – АО «ПО «Севмаш») – три по проекту 705К.
29 декабря 1981 года за создание серии подводных лодок этих проектов конструкторское бюро было награждено орденом Октябрьской революции.