События и мероприятия
На год старше: конструкторскому бюро «Малахит» исполнилось 76 лет!
7 апреля 2024Сегодня, 7 апреля, Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (входит в ОСК) отмечает 76-ю годовщину со дня основания. За многолетнюю историю предприятие немало сделало для развития отечественного кораблестроения и не раз удивляло мир уникальными проектами и новыми разработками. В честь праздника рассказываем об интересных фактах из жизни конструкторского бюро.
Первый в мире пуск баллистической ракеты
Конструкторское бюро «Малахит» сыграло одну из ключевых ролей в формировании современных подводных сил нашей страны. В 50-х годах прошлого столетия предприятие положило начало созданию нового подкласса кораблей – подводных ракетоносцев стратегического назначения.
В начале 1954 года Центральное конструкторское бюро № 16 (ныне – конструкторское бюро «Малахит») постановлением Совета министров СССР было назначено головной организацией по исследованию возможности старта баллистических ракет с подводной лодки и созданию первых субмарин с таким вооружением.
В сентябре этого же года в бюро разработали технический проект В611, который предусматривал переоборудование дизель-электрической подводной лодки Б-67 проекта 611 для отработки надводного старта баллистических ракет Р-11ФМ.
Главным конструктором экспериментального корабля являлся начальник ЦКБ-16 Николай Никитич Исанин, а главным конструктором ракетного комплекса – Сергей Павлович Королёв. Под их руководством и были проведены испытания, вошедшие в историю.
16 сентября 1955 года в акватории Белого моря с борта подводной лодки Б-67 произвели первый в мире успешный старт баллистической ракеты из надводного положения. Запуск произошёл в 17 часов 32 минуты. Это событие коренным образом повлияло на ход развития морского вооружения как в Советском Союзе, так и в других странах.
За большие заслуги в деле создания и производства ракетного вооружения новых типов для подводных лодок конструкторское бюро наградили орденом Ленина.
Первая атомная субмарина в Советском Союзе
«Малахит» – то самое конструкторское бюро, где «родился» проект первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».
Проектирование совершенно нового корабля началось в стране осенью 1952 года на основании постановления Совета министров СССР и велось в строгой секретности. Разработку проекта 627 возложили на Специальное конструкторское бюро № 143 (ныне – конструкторское бюро «Малахит»), а главным конструктором назначили Владимира Николаевича Перегудова.
Технический проект опытной субмарины разработали в 1954 году. Однако в него были внесены корректировки, связанные с заменой состава оружия. В начале предполагалось сделать подводную лодку с большой термоядерной торпедой, длина которой составила бы 23,5 м, а диаметр – 1500 мм. В итоге от этой идеи отказались, и взамен корабль получил восемь 533 мм торпедных аппарата.
Строилась подводная лодка К-3 проекта 627 на заводе № 402 в Молотовске (ныне – АО «ПО «Севмаш» в Северодвинске). На стапеле цеха № 42 субмарину заложили 24 сентября 1955 года. Меньше чем через два года она была спущена на воду, и уже в декабре 1958-го завершились её испытания, по результатам которых состоялось подписание приёмного акта. В нём отмечалось, что создание первой отечественной атомной подводной лодки – крупнейшее научно-инженерное достижение в области подводного кораблестроения. Спустя месяц акт утвердил Совет министров СССР, после чего корабль передали ВМФ в опытную эксплуатацию.
За создание уникальной субмарины конструкторское бюро получило высокую государственную награду – орден Ленина. В настоящее время легендарная подводная лодка, с которой началось становление отечественного атомного подводного флота, продолжает служить России, став центральным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадте.
Самая многочисленная серия многоцелевых подводных лодок
Особое место в истории предприятия и флота заняли субмарины второго поколения проектов 671, 671РТ и 671РТМ, предназначавшиеся для борьбы с подводными лодками противника. Они составили самую многочисленную серию многоцелевых атомных подводных лодок, в которую входили 48 кораблей – современных, манёвренных, мощно вооружённых.
Работа над проектом 671 в конструкторском бюро началась в конце 50-х годов прошлого века. В тот период в стране был взят курс на создание новых подводных лодок с более совершенными тактико-техническими элементами.
Главным конструктором субмарины нового типа назначили выдающегося специалиста и учёного в области подводного кораблестроения Георгия Николаевича Чернышёва. Позже именно он возглавил Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения «Малахит» после объединения ЦКБ «Волна» и СПМБМ в 1974 году.
Первым кораблём, построенным по проекту 671, стала подводная лодка с тактическим номером К-38, оснащённая атомной энергетической установкой, торпедным вооружением и развитой гидроакустической системой. Приёмный акт о её передаче ВМФ был подписан 5 ноября 1967 года.
Проекты 671РТ и 671РТМ представляли собой модификацию проекта 671. В подводных лодках проекта 671РТ применялось усиленное ракето-торпедное вооружение, и была снижена шумность. Субмарины проекта 671РТМ оснащались усиленным ракето-торпедным и новым радиоэлектронным вооружением, а также получили повышенную акустическую защиту.
Строительство серии этих уникальных кораблей велось в период с 1963 по 1992 год на Адмиралтейском заводе (ныне – АО «Адмиралтейские верфи), заводе «Красное Сормово» и заводе им. Ленинского комсомола (ныне – Амурский судостроительный завод).
Корабли, опередившие время
В 70-80-х годах состав советского военно-морского флота стал пополняться высокоавтоматизированными, скоростными и манёвренными многоцелевыми атомными подводными лодками проектов 705 и 705К.
Проектирование уникальных кораблей, предназначенных для уничтожения субмарин противника, велось в конструкторском бюро «Малахит» под руководством Михаила Георгиевича Русанова.
Подводные лодки проекта 705 и разработанного на его основе проекта 705К опередили своё время. В них реализовывались прогрессивные технические решения, которые на тот момент не использовались ни в отечественном, ни в зарубежном подводном кораблестроении. В качестве материала для корпуса применялся титановый сплав. Управление всеми техническими средствами и в целом подводной лодкой было автоматизировано и осуществлялось из главного командного поста. Корабли оснащались торпедными аппаратами с гидравлической системой стрельбы, а также спасательной всплывающей камерой на весь экипаж.
Всего создали две серии подводных лодок. На Ново-Адмиралтейском заводе (ныне – АО «Адмиралтейские верфи») построили четыре субмарины по проекту 705, а на Северном машиностроительном предприятии (ныне – АО «ПО «Севмаш») – три по проекту 705К.
29 декабря 1981 года за создание серии подводных лодок этих проектов конструкторское бюро было награждено орденом Октябрьской революции.

 Предприятие
Предприятие Проекты
Проекты Научная работа
Научная работа Пресс-центр
Пресс-центр Закупки
Закупки Контакты
Контакты Производственная база
Производственная база Производство тепловой энергии
Производство тепловой энергии Персонал
Персонал Социальная политика
Социальная политика


 
 
 
 
 
 
 
