К 75-летию Победы
Участники Великой отечественной войны, работавшие в СКБ-143, ЦКБ-16 (ЦПБ «Волна»), СПМБМ «Малахит»
-
Миркин Игорь Романович
Родился в 1922 г. в городе Петрограде.
В 1937 – 1940 гг. учился в специальной артиллерийской школе (САШ) в г. Ленинграде.
В 1940 – 1941 гг. служил в Ленинградском Краснознамённом артиллерийском училище (ЛКАУ).
С июля 1941 г. по май 1945 г. участвовал в Великой Отечественной войне.
20 апреля 1945 г. в 11 ч. 10 мин. местного времени открыл огонь по Берлину. Войну закончил в звании капитана.
Должности занимаемые в армии:
- июль 1941 г. – октябрь 1941 г. – командир полковой батареи – начальник артиллерийского полка. В августе контузия;
- октябрь 1941 г. – май 1942 г. Командир огневого взвода 1 батареи;
- май 1942 г. – июнь 1942 г. Помощник начальника штаба 2 дивизиона. Старший лейтенант;
- июль 1942 г. – ноябрь 1942 г. Заместитель командира батареи. В ноябре получил тяжёлое ранение;
- ноябрь 1942 г. – март 1944 г. Командир 5 батареи;
- март 1944 г. – апрель 1945 г. Командир 6 затем 4 батареи;
- апрель 1945 г. – август 1945 г. Начальник штаба 2 дивизиона.
Приказом по группе оккупационных войск в Германии от 23 августа 1946 г. уволен в отставку по болезни.
Основные этапы боевого пути в 1941 – 1945 гг.:
- 1941 г. – Оборонительные бои в расположении г. Тула, бои за город Орёл, в районе городов Ливны, Елец, Ефремов;
- 1942 г. Наступательные бои в районах городов Белый, Холм и Великие Луки;
- 1943 г. – Освобождение г. Великие Луки;
- 1944 г. – Освобождение городов Идрица, Себеж и Пустошка;
- 1945 г. - Участие в Висло-Одерской наступательной операции. Наступление на Берлин с Кюстринского плацдарма. Уличные бои в Берлине. Штурм рейхстага.
- После демобилизации окончил Ленинградский Военно-механический институт. Инженер-механик.
- С 1946 г. в ЦКБС – конструктор.
- С 1951 г. по 1990 г. в ЦКБ-16, ЦПБ «Волна», СПМБМ «Малахит». Конструктор, ведущий конструктор, начальник сектора.
Принимал участие в проектировании и строительстве подводных лодок проектов 661, 701, 601, 971, 885.
Внёс большой вклад в создание специальных устройств десантно-транспортных подводных лодок проектов 632, 648, 748, 717 и наземного стенда проекта 3010 (3М-10), также испытаний ракетных комплексов «Гранат» и «Калибр».
Награждён орденом Трудового Красного Знамени, Боевого Красного Знамени (дважды), Орденом Отечественной войны I степени (дважды) и многими медалями.
-
Лохов Юрий Александрович
06.03.1928 – 19.01.2018
Капитан 1 ранга Лохов Юрий Александрович родился 06 марта 1928 года в Ленинграде.
В годы Великой Отечественной войны в 1943 г. поступил учеником матроса на п/х «Петровский» Северного морского пароходства, принимал участие в боевых действиях. С 1944 года курсант Ленинградского подготовительного училища, с 1946 года курсанта паросилового факультета ВВМИОЛУ им.Ф.Э Дзержинского, которое окончил в 1951 г., до 1964 года проходил службу на кораблях и в частях ВМФ, участник боевого траления на Балтике.
С 1964 по 1978 г. работал на разных должностях в аппарате военной приемки. Участвовал в приемке и испытаниях АПЛ I и II поколений на судостроительных заводах. Будучи военпредом ВП МО, участвовал в приемке рабочей документации проектов 671РТ, 671 РТМ. После увольнения из рядов ВМФ в запас по возрасту с 1978 г. по 2018 год работал ведущим инженером в СПМБМ "Малахит" и являлся ведущим специалистом по паротурбинным установкам ГЭУ. Юрий Александрович участвовал в проектировании и сдаче АПЛ проекта 971, с 1991 г. занимался проектированием заказа "Ясень" и «Ясень-М» и модернизацией заказов проекта 971.
75 лет отдал службе Военно-морскому флоту.
-
Казакевич Григорий Ошерович
Родился 23.06.1923 г.
В 1941-1946 гг – заместитель командира батальона по строевой части, старший лейтенант, участвовал в боях в 1941, 1943-1945гг на Ленинградском, Юго-Западном, Украинском и Прибалтийском фронтах. Награжден в 1943г. орденом Красной Звезды и в 1945г. – орденом Красной Звезды и медалями.
-
Пронин Николай Сергеевич
Родился 19.12.1918г.
В 1941-1946 гг – служил в артиллеристских частях на Западном, 3-м Белорусском и Забайкальском фронтах в звании старший техник-лейтенант. Награжден в 1943г. медалью «За Отвагу» и в 1945 г. – орденом Красной Звезды и медалями.
-
Беляков Борис Сергеевич
Родился 16.11.1922 г.
В 1941-1945 гг – после окончания учебного отряда подплава ТОФ вначале участвовал в боях в составе общевойсковых соединений на Ленинградском фронте, затем с марта 1943г. по март 1948г. – старшиной группы торпедистов на подводной лодке К-51 на Балтийском флоте. Награждён многочисленными медалями.
-
Азбель Борис Яковлевич
В 1939 г. поступил в ЛКИ, учился с 01.09.1939 по 01.11.1939, после чего был призван в Красную Армию, прослужил с 02.11.1939 по сентябрь 1945 г.
В 1939-19940 гг. участвовал в войне с белофиннами рядовым.
С 1941 по 1995 воевал на Ленинградском фронте командиром отделения.
В сентябре 1945 г. демобилизован, поступил в ЛКИ. Закончил ЛКИ в декабре 1950 г.
Государственные награды:
- Медаль «За боевые заслуги»
- Медаль «За трудовую доблесть»
- «Медаль «За оборону Ленинграда»
- «Медаль «20 лет победы в ВОВ 1941-1945 гг.»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
-
Богданов Владимир Константинович
Родился 7 июля 1925 г.
В 1941 г. окончил 9 классов школы. С апреля по август 1942 г. работал на Понтоновском судостроительном заводе.
В январе 1943 г. был призван в действующую армию. В августе 1944 г. демобилизован по ранению – инвалид 2 группы ВОВ.
Служил в 169 гвардейском стрелковом полку – Брянский и Прибалтийский.
В сентябре 1945 г. поступил в Ленинградский судостроительный техникум, в 1948 г. окончил его.
Июль 1948 – п/я 645
Государственные награды:
- Медаль «За отвагу»
- Орден «Знак Почёта»
-
Водолазскин Николай Степанович
Родился 25 декабря 1925 г.
В 1941 г. окончил 7 классов.
В 1943 г. – призван в ряды Советской Армии.
В 1944 г. тяжело ранен на Ленинградском фронте – уволен из рядов СА в 1945 г. по инвалидности.
В 1946 г. поступил в Дагестанский механический техникум,
в 1950 г. – окончил. До 1953 г. работал на заводе п/я 730. С 1953 – ЦКБ п/я 645 – до июля 1968 г.
Государственные награды:
- Медаль «За отвагу»
- Медаль «За победу над Германией»
- Медаль «20 лет Советской Армии»
-
Измайлов Борис Иванович
Родился 25 июля 1917 г.
В 1937 г. окончил 10 классов, поступил в Куйбышевский с/х институт.
В 1942 призван в ряды Красной армии. По окончании Сретинского военно-технического училища был направлен на Волховский фронт. Участвовал в боях на Ленинградском и 2-м Белорусском фронтах. Несколько раз был ранен.
В 1947 г. демобилизован, поступил в ЛКИ, окончил в 1953 г.
С 1953 по 1966 – работал в п/я 645 ведущим конструктором
- орден Александра Невского
- 2 ордена Красной Звезды
- Медаль «За победу над Германией»
- Медаль «За трудовую доблесть»
-
Карманов Иван Алексеевич
Родился 12 февраля 1920 г.
1937-1938 – студент Ленинградского текстильного рабфака;
1940 – судосборщик.
В 1940 г. призван в Советскую Армию.
С 1941 – участие в ВОВ, демобилизован в 1942 г. по ранению, воевал на северо-западном фронте, 71 стрелковая дивизия, затем командир инструктор по военной подготовке ОСОАВИАХИМА.
В 1945 г. окончил Ярославский автомеханический техникум, работал на Днепропетровском автозаводе.
В 1946 г. переехал в Ленинград, учился в заочном Всесоюзном институте, в 1955 г. закончил.
Работал в СКБП-103, в НИИ-3
В 1953-1966 – п/я 645
Государственные награды:
- Медаль «За отвагу»
- Медаль «За победу над Германией»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
- Медаль «20 лет победы в ВОВ 1941-1945 гг.»
-
Либенштейн Израиль Моисеевич
Родился 8 июня 1913 г.
В 1929 г. закончил 7-летнюю школу, учился в рабзавуче металлистов
В 1931 г. закончил и работал слесарем-механиком на Гурьевском металлургическом заводе до конца 1931 г. С 1931 г. по 1934 – слесарь механик на трикотажной фабрике.
В 1934 г. закончил рабфак и поступил в Ленинградский политехнический институт. По окончании 3-его курса по спецнабору зачислен в Военно-морскую академию, которую закончил в 1940 г. Служил на Северном флоте инженером по ремонту торпедного вооружения кораблей.
В 1961 г. уволен в запас.
В ВОВ участвовал в составе Минно-торпедного отдела Северного флота.
- Медаль «За боевые заслуги» – 2 шт.
- Медаль «За оборону Заполярья»
- Орден «Красной Звезды» - 2 шт.
- Медаль «За победу над Германией»
- Медаль «40 лет вооружённых сил СССР»
- Медаль «За безупречную службу 1 ст.»
- Медаль «30 лет Вооружённых сил»
- Медаль «20 лет победы в ВОВ»
-
Яковлев Василий Михайлович
Родился 27 февраля 1926 г.
В 1941 г. окончил школу, с сентября по февраль 1942 г. находился на оккупированной территории после освобождения в мае 1942 г. – ушел добровольцем на фронт, был разведчиком при подразделении армейской разведки 1 ударной армии на Северо-Западном фронте. В июне 1942 г. тяжело ранен, ампутирована нога.
До 1945 г. работал в кузнице, зав.клуба. В 1945 г. поступил в Ленинградский техникум обувной промышленности, окончил его в 1949 г., работал на обувной фабрике до 1952 г.
В 1952 г. – работа в ЦКБ п/я 645, вечером учился в Ленинградском текстильном институте, закончил его в 1960 г.
В ЦКБ п/я 645 работал до 1966 г.
Государственные награды:
- Медаль «За победу над Германией»
-
Никаншин Николай Александрович
Родился в 1924 г. Капитан 1 ранга в запасе
Из сохранившихся воспоминаний:
9 мая весь Советский народ торжественно празднует замечательную победу над фашистской Германией. Немало славных подвигов в годы Великой Отечественной войны совершили подводники-североморцы.
На всю жизнь запомнился боевой поход подводной лодки «Л-20», на которой мне тогда пришлось воевать.
В конце августа 1943 года подводная лодка скрытно прорвалась в глубину Норвежского фиорда и производила минную постановку, после чего благополучно вышла в Баренцево море для уничтожения кораблей и транспортов противника торпедами.
Около десяти часов утра мы атаковали конвой, в составе 2-х транспортов в сопровождении нескольких сторожевиков. Залпом из 3-х торпед с дистанции не более 5-6 каб. Транспорт был потоплен.
Корабли, сопровождавшие транспорт, бросались преследовать лодку, сбросив на неё десятки глубинных бомб. Содрогался корпус ПЛ, в носовых отсеках погас свет, сыпалась пробка и стекло разбитых плафонов. Лодка меняла курс, уходила на глубину. Уклоняясь от преследования, лодка наскочила на подводную скалу, повредила шахту гидролокатора и через неё во второй отсек начала поступать вода.
Лодка вынуждена была лечь на грунт на глубине около 110 метров. Во втором отсеке нас находилось 5 человек. Борясь с поступлением воды мы дали очень большое противодавление воздухом что-то около 9-10 атм., ныряли в воду заделывая пробоину. Но вода пребывала и скоро затопила ¾ отсека. Почти по грудь наши тела находились в ледяной воде, а головы в воздушной подушке у подволока отсека. По очереди погружаясь в воду, мы наконец открыли клапан аварийного осушения отсека, вода стала постепенно убывать. Почти тринадцать часов моряки боролись за жизнь корабля и за свои жизни.
Когда наступила ночь, корабли противника считая, что уничтожили нас ушли и, лодка, сделав несколько попыток к всплытию, с трудом оторвалась от засосавшего ее грунта всплывала с аварийным дифферентом около 60º на нос и закачалась на волнах. Сколько было радости в душе моряков!
Но новая беда поджидала нас. Большое давление в аварийных отсеках быстро упало и почти все моряки от кессонной болезни потеряли сознание и только на своей базе они постепенно приходили в себя.
За мужество и отвагу Советское правительство наградило всех подводников Орденами Красного Знамени.
-
Сысоев Юрий Дмитриевич
Родился в 1925 году.
Из сохранившихся воспоминаний
В начале апреля 1945 года наша часть была перебазирована из Восточной Пруссии в район плацдарма, занятого на западном берегу Одера, приблизительно в 70 км. от Берлина (так называемое Кюстринское направление, I-ый Белорусский фронт). Командующий фронтом Маршал Жуков лично производил смотр личного состава и остался недоволен их внешним видом. Действительно форма одежды отдалённо напоминала принятую уставом. Солдаты были больше похожи на партизан. Немедленно последовал приказ переодеть весь личный состав в новое обмундирование, чтобы не стыдно было воинам-победителям вступить в Берлин.
Открыто готовилось генеральное наступление на Берлин. На восточном берегу Одера был лес, в котором сосредотачивалась военная техника: танки, самоходки, артиллерия, ракетная техника и др.
За два дня до наступления вся эта техника с личным составом была переправлена ночью по понтонному мосту на западный берег Одера на занятый плацдарм, который представлял собой совершенно открытую местность. Окопаться хорошо не было возможности из-за воды, которая появлялась после снятия первого «штыка» грунта. Замаскировались от авиации сеткой. Конечно, такое скопление техники являлось прекрасным объектом для нанесения противником бомбовых ударов. Однако нам повезло. Было несколько налетов на переправу, но всё обошлось благополучно.
И вот настал день наступления 16 апреля 1945 года, ровно в 3 часа по местному времени началась артподготовка. Около 40 тысяч стволов одновременно открыли огонь. Ночь превратилась в день от вспыхнувших мощных прожекторов и арт.огня. Около часа продолжалось это необыкновенное зрелище (до этого в ночное время нам не приходилось выполнять арт.подготовку). После чего пошли в наступление танки с пехотой.
Поступили сведения об усиленном наступлении. Была взята первая линия обороны фашистов. Однако через несколько часов произошла заминка. При подходе к Зееловским высотам было встречено отчаянное сопротивление со стороны противника. Здесь оказался сильно укреплённый узел обороны. Сходу опрокинуть его не удалось. Пришлось изрядно повозиться, но и этот оборонительный рубеж был разгромлен. Уже 20 апреля мы были в пригороде Берлина. Расстояние до города обеспечивало обстрел его из наших 122 мм гаубиц.
Стояла весна в полном разгаре, кругом цвели фруктовые сады. Чувствовалось приближение окончания войны.
Здесь у меня произошла интересная встреча. Не помню по какой причине я был в штабе полка. Неожиданно подкатил виллис и один из гражданский лиц спрашивает: где находится хозяйство Свиридова (комполка). Я спросил кто они такие. Они представились: один из них корреспондент газеты «Правда», а второй композитор. Я провёл их в штаб. Оказалось, что это были писатель Всеволод Вишневский и композитор Тихон Хренников. Очень радостно встретили присутствующих гостей. Был устроен соответствующий приём. Вскоре Т.Хренников вышел из помещения в сад и завязалась беседа естественно о музыке. Кто-то предложил вынести из особняка пианино в сад и попросить Т.Н.Хренникова исполнить что-нибудь из своих произведений. Он с удовольствием согласился. И вот зазвучали песни в исполнении автора из ещё не вышедшей на экраны кинокартины «В 6 часов вечера после войны» и многих других произведений.
Вскоре подключился к нашей группе Всеволод Вишневский. На нём был надет морской китель с орденскими колодками, а ниже колодок висели три георгиевских креста. Все невольно обратили на это внимание. Заметив это В.Вишневский сказал: «Я прикрепил эти царские кресты не случайно. Дело в том, что эти солдатские награды давали за ратные подвиги, храбрость, смелость в борьбе с врагами отчизны и я их с гордостью ношу. И у кого они есть советую последовать моему примеру.»
Затем он поинтересовался нет ли среди присутствующих ленинградцев, очень хочется повстречаться с земляками … Я ответил, что у нас в полку есть две батареи, сформированные из молодых ленинградцев. «Вот это то, что мне надо» - сказал он и обратился к командиру полка с просьбой организовать встречу. Ком.полка разрешил посетить батарею, выделил штабного офицера для сопровождения гостей, а мне приказал показать дорогу.
Прибыв на место, застали батарею в разгаре подготовки к боевой задаче. Требовалось произвести арт.обстрел Берлина с целью показать противнику, что уже средний калибр достаёт до цели. После краткого знакомства В.Вишневский активно подключился к этому мероприятию. Одному из расчётов стал помогать готовить снаряды и, оказавшийся на земле известкой, сделал на снарядах несколько надписей «По фашистскому логову». Ему было представлено самому дёрнуть за шнур, т.е. произвести первый выстрел по Берлину. Ликованию не было предела.
Затем состоялась задушевная беседа В.Вишневского с земляками. Особое внимание он уделил нашей любимице медсестре Наде (фамилию не помню). Тепло попрощавшись,В.Вишневский пообещал написать очерк о встрече и прислать нам.
Своё слово он сдержал. Очерк был опубликован в газете «Правда» от 19 мая 1945 года.
Наступление на Берлин продолжалось. В ночное время над городом полыхало сплошное пламя. В значительной мере этому способствовала бомбёжка авиацией союзников. Порой они бомбили позиции занятые нашими войсками. Трудно сказать случайно или с намерением, поэтому наше командование обратилось к союзникам с просьбой прекратить всякого рода действия авиации, что было выполнено незамедлительно.
Бои продолжались за каждый дом, улицу, квартал. Орудия нашей батареи часто выкатывались на прямую наводку для подавления огневых точек, фаустников и т.п. Как ни сопротивлялся враг, а наши войска ближе подходили с боями к рейхстагу.
И вот наступил день 30 апреля, когда над фашистским логовом развивалось знамя Победы, и 2-го мая Берлин капитулировал. В этот момент полк находился в 900-1000 м от рейхстага. Мы все очень переживали, что можем даже не увидеть это логово, но командование дало указание всем войскам участвующим в штурме Берлина представить возможность побывать у стен этого здания.
3-го мая мы совершили эту «экскурсию». Осмотрели рейхстаг со всех сторон и внутри, оставили свои автографы на стенах. Осмотрели яму, в которой были сожжены Гитлер с Евой. Так закончился боевой путь полка в Великой Отечественной войне.
-
Трофимов Петр Дмитриевич
Из сохранившихся воспоминаний:
Стоял знойный июль 1942 года. 6-ой отдельный саперный батальон в очередной раз был спешно переброшен на новый участок. На этот раз станицу Трехостровскую, раскинувшуюся на крутом берегу излучины Дона.
Получен приказ: за 5 суток построить мост через Дон. С машин уже сбрасывают свежесрубленные бревна, одна за другой раздаются команды, и сапёры с ходу приступили к ставшей привычной работе. С обеих берегов над рекой разносится ухание самодельных деревянных копров и дробный перестук топоров. Прошёл день первый, другой, третий … Один за другим слышатся окрики: «Пошевеливайся, не спать!»
Все тяжелее становятся брёвна и чаще раздаются всплески. Это сморенный усталостью и бессонницей солдат, забившись на минуту-другую, плюхается сверху и просыпается уже в мутной и тёплой донской воде. А над головами, высоко в небе назойливо и нудно гудит «рама». Это немецкий самолёт – разведчик, словно по расписанию, прилетает по несколько раз в день, подолгу кружит над рекой и, видимо, доносит своим: «Переправа не работает.» Поэтому вражеская авиация нас не трогает и проходит мимо.
В сумерках пятого дня, когда исчезла «рама», старенький обшарпанный пароходик установил в разрыве поперёк моста две палубные баржи. Быстро накинули и закрепили переходные щиты, и мост был готов, и тут же из кустов и прибрежного леса вереницей потянулись к переправе повозки, колонны солдат, машины. Перед рассветом тот же пароходик уводил баржи вверх по реке, и там их укрывали в прибрежных зарослях.
С каждым днём всё ближе слышится несмолкаемый гул артиллерийской канонады и разрывы бомб. Не ведали мы тогда о том, что на штатных картах 6-ой немецкой армии одна из стрел генерального наступления «нах Вольга» упиралась в станицу Трехостровскую. И вот уже стали отчётливо различимы разрывы мин и стрельба чужих крупнокалиберных пулемётов. Передний край вплотную подошёл к станице …
В середине августа наступил критический день. Немцы рвутся к Дону. Чтобы задержать их, к переправе подходила свежая дивизия. В ожидании её баржи на этот раз оставлены на месте. «Рама» незамедлительно передаёт сообщение своим и вскоре над рекой появились «юнкерсы» и транспортные самолёты. Первые с воем сбрасывали свой груз на прибрежный лес, частично на переправу, вторые закружили над высоткой с одиноко стоявшей мельницей и под ними стали раскрываться белые купола парашютов.
Самолёты ушли. Мост уцелел и лишь кое-где перекосило от близких разрывов. Сапёры начали латать переправу, но к ней, скатывались с крутого берега и поливая вокруг свинцом из автоматов, кинулись от мельницы немецкие десантники. Навстречу им брошены две роты саперов и с помощью подоспевших пехотинцев были отогнаны обратно к высотке.
Снова появляются волна за волной «юнкерсы» и продолжат методично обрабатывать все вокруг бомбёжкой. Горят дома, баржи, выдалбливаются и разлетаются в стороны горящие бревна и настил моста. Ниже станицы к реке вышли немецкие танки и автоматчики. Всё вокруг заволокло дымом и гарью. На собранных из понтонов паромах сапёры перебрасывали на левый берег раненых и отходящих пехотинцев. Но вскоре и эти паромы потоплены миномётным огнём. Станица была взята немцами.
Стемнело, когда остатки нашего батальона двинулись от Дона на восток. Вдыхая горький полынный запах приволжских степей, сапёры молча шли к Волге, ориентируясь по вспышкам ракет по сторонам и на далёкий отблеск пожарищ Сталинграда, где их ожидала более тяжкая, вперемежку с боями, работа, и будут через улицу из развалин домов кричат немцы: «Русс, скоро Вольга буль-буль!» Начался только второй год войны, много и многих ещё придётся потерять, прежде чем в дыму и пламени жестоких боёв появится заря грядущих побед».
-
Умрихин Василий Владимирович
Из сохранившихся воспоминаний:
Отмобилизованные, имеющие опыт двух первых лет войны феерических побед над рядом государств Западной Европы, гитлеровские полчища вероломно обрушились на Советский Союз. Так началась для нас Великая Отечественная война.
Советский народ, руководимый Коммунистической партией проявив массовый героизм несмотря на неудачи первых лет войны, великие жертвы, и в жесточайших сражениях разбил фашистскую военную машину, освободил народы Европы от коричневой чумы и одержал великую побуду, победу которая по своему значению и влиянию на весь ход развития человечества не имеет себе равных. Советские люди, участники войны, героические труженики тыла никогда не забудут день Победы – 9 мая 1945 года.
Этот незабываемый день мне пришлось встречать на чехословатской земле.
Память человека несовершенна. Многое забывается, но этот день запомнился мне навсегда.
Невозможно забыть то чувство радости, всеобщего восторга, охватившего всех нас, в этот день Великой Победы.
Гордость за нашу Родину, за наш героический народ, перенёсший ради победы неисчислимые жертвы, страдания. Народ, который в жесточайших сравнениях четырёхлетней войны освободил Европу от ужасов фашизма.
Народ с восторгом, торжественно и с величайшим энтузиазмом и признательностью приветствовал победителей и своих освободителей. Это было впечатляющее зрелище.
Люди вышли на улицы, где проходили наши войска. Море советских и чехословатских знамён, портретов советских и чехословатских государственных деятелей, лозунгов, ликующие возгласы: «Наздар Руда армада!» Это была яркая демонстрация братства чехословатского и советского народа.
В те дни на дорогах часто я видел группы людей с национальными флагами многих европейских стран, бывших под оккупацией фашистской Германии и освобождённых Советской Армией.
Да, это было освобождение народов Европы от фашизма, которое стало возможным благодаря победе Советской Армии.
Мы гордимся тем, что судьба распорядилась так, что мы стали свидетелями и участниками великого триумфа Советского народа, который будет жить в веках.
Ветераны:
В ОБЩЕВОЙСКОВЫХ СОЕДИНЕНИЯХ (МОТОСТРЕЛКОВЫЕ ЧАСТИ,ПОГРАНИЧНЫЕ И ОПЕРАТИВНЫЕ ВОЙСКА, ПАРТИЗАНСКИЕ ОТРЯДЫ И ДР.) |
||||
Александров Ф. Е. Алексеев Г. А. Аникеев Б. А. Анитин П. В. Антонов Н. П. Асеев Г. В. Астремский В. Н. Бавилин С. М. Богданов В. К. Бойко Л. С. Бедняков В. В. Бубякин А. А. Бутылин Н. И. Буравлева Л. П. Быков Н. П. Вад Л. С. Васильева Е. З. Ваничев Ю. П. Веренцов П. Д. Власов А. Ф. Водолазскин Н. С. Выгодин Б. М. Вьюгин А. А. |
Галафутник Г. К. Гвоздев М. Д. Гозин А. Я. Голиков Л. П. Громов Г. Н. Груздов Г. И. Дементьев С. А. Диомидов М. Н. Дудкин Т. С. Егорова А. Я. Елисеев Н. Ф. Еременко Г. И. Ершов К. Н. Желдакова А. Я. Жунакова Е. П. Зайцев В. П. Зайцев Е. М. Зубин Н. Н. Иванов Л. Ю. Иванов В. Н. Иванова Л. К. Измайлов Б. И. Карманов И. Л. |
Карпов В. И. Ковалев А. П. Коврижных В. Т. Косарев Ю. К. Коновалов В. Н. Космачев М. Р. Костенко Г. Я. Корсаков Л. И. Коц В. Ц. Крыжановский А. К. Кузнецова Е. И. Кузнецова Е. М. Кутелев А. И. Курятников А. Д. Лаврентьев В. В. Лазарев Б. Г. Логачев Г. С. Ломоносова Л. Д. Лотов С. Г. Лях А. А. Марков М. М. Мокин В. И. Москалев Г. П. |
Пасеко Л. К. Пахомов Н. В. Павлов Л. М. Павлова Е. Н. Пепеляев В. Е. Перовский П. П. Поздняков А. Ф. Поливанова В. Н. Прадкова Н. Ф. Пудиков Ю. В. Пукшанский Б. Е. Ринкис В. Р. Рябцев А. Г. Сафронова А. В. Савинов Ю. П. Сбитнев А. И. Свистулина А. И. Серов Н. М. Серова И. Н. Скорняков В. И. Соркин Г. А. Сорокин П. Н. Сухова Л. Ф. |
Тихомиров В. Г. Тимофеева Е. Е. Трипан П. И. Трофимов П. Д. Удалов А. Ф. Ульянов А. И. Умрихин В. В. Файнберг Х. Л. Федоров И. М. Федорова Т. Я. Хихеева А. Н. Цветков Г. В. Цейко Г. Д. Цырюльников А. Б. Чернышёв Г. Н. Шишкин С. И. Яковлев В. М. Янченко Б. С. Яшков А. К. |
В АРТИЛЛЕРИИ И РАКЕТНЫХ ВОЙСКАХ |
||||
Александров П. С. Аронов Е. Ш. Безуглый Д. А. Беззубов Ф. В. Васнецов Ю. М. Ветров А. И. Воробьев В. П. Годунов А. П. Годы Я. Е. Гусев С. Г. |
Гнусов Р. Н. Демидов В. И. Драгомиров А. Я. Ежов В. П. Зайцев Б. А. Иванов С. Д. Кашуба И. Д. Кованов Б. К. Кноблер Я. С. Костюков А. Т. |
Кривоносов М. Ф. Куприянов Ю. С. Ладесов Г. И. Ларионов В. Т. Лукашенко Л. М. Лунин М. М. Маслов И. В. Миркин И. Р. Митрофанов В. А. Михайлов И. С. |
Новиков Л. А. Озеров А. И. Петрусенко В. И. Пронин Н. С. Редров Н. И. Ремизов Ф. А. Романов Б. А. Смирнихина П. М. Стройков С. Д. Сысоев Ю. Д. |
Томашевич Г. М. Филиппов Г. Н. Ушаков Н. В. Хохлова З. В. Хитров А. М. Царькова Е. Е. Юдин Н. Т. Якименко Г. М. |
В БРОНЕТАНКОВЫХ, ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСКАХ |
||||
Анцух А. А. Бартенев Д. П. Безгачев Н. А. Бобков В. Е. Брюхов М. М. Бытин А. М. Великанов В. В. |
Глухов А. А. Колосов А. И. Корнуков В. С. Коргузалов Л. В. Кузнецов Б. С. Лебедев К. И. Лесник М. И. |
Меренков В. Ц. Миронович Г. Г. Михайлова Т. П. Орлова П. А. Остроумова Н. Н. Писаренко С. К. Привалова Н. Г. |
Пронина В. М. Разлётов Б. К. Сафронова А.В. Свистулин А.А. Сидоров Б.А. Силантьев В.К. Торхов И.Г. |
Тощев Ю.П. Федулов О.С. Харичкин Н.А. Чернобривец И.К. Шапошников М.Ф. Штундюк Е.П. Яковкин А.Б. |
В АВИАЦИИ И ВОЙСКАХ ПВО СТРАНЫ |
||||
Азбель Б. Я. Алексеев А.Т. Александрова Н. Н. Бахметьев А. К. Благовещенский Г. Н. Васильева А. Г. Васильева А. П. Воронов Н. Н. Воронова Т. А. Галло А. А. Голубков А. А. |
Ефимов М. Н. Зотов Д. П. Захарьин К. К. Зеленская И. А. Зимин В. И. Зимина М. С. Зимницкий А. П. Иванова Л. К. Ильин В. А. Корнеева Л. И. Крючкова Ж. Н. |
Кукушкин-Медведев В. И. Лабинский М. В. Лобарева З. Ф. Максимова В. С. Малкина А. С. Марков В. Б. Миловидов И. Б. Милькин С. П. Назаров Г. А. Нетеса С. М. Новикова Т. Т. |
Новицкая Р. И. Панов П. А. Петровский А. П. Пейбо Б. В. Пороховой В. М. Потемкина Е. И. Пронин И. С. Рожнов Г. Н. Сергеева И. В. Соколов А. П. Соколова Н. В. |
Сокуренко С. В. Солосникова Л. М. Соловьев Г. Г. Степанов Б. Ф. Степанов И. Я. Сугак И. П. Тихвинский В. С. Тихонова М. М. Цыганков Н. П. Чернякова Т. И. Шевело Ю. А. |
В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ |
||||
Амелин В. М. Анищенко И. С. Антропов Н. С. Базанов М. Е. Беляков Б. С. Бочкарев Е. М. Бугаев А. М. Васильев В. А. Воеводин С. П. Воронов В. Н. Грачев Н. Ф. Грачева Н. М. |
Гречуха К. А. Дормидонтов В. И. Другов В. П. Жилой Л. А. Иванов В. И. Иваненко И. Е. Карпов В. А. Кожевников В. В. Козовой А. М. Королев М. И. Корсуков Е. С. Коротков А. В. |
Кудрявцев Д. И. Кузнецов И. Д. Кулагин К. М. Кулаков С. М. Либенштейн И. М. Логинов М. Ф. Лукьянчиков П. В. Лушник А. В. Маслов Ф. И. Морозов Б. Ф. Никаншин Н. А. Новиков В. И. |
Овечкин Н. Е. Панасюк В. И. Петров А. Б. Петров Н. А. Поноженко Е. И. Рачин М. М. Романов И. Н. Ромин В. В. Смирнов А. С. Спиридонов В. С. Стародубцев А. А. Судавный И. А. |
Тамаркин В. Р. Тезюничев И. М. Трофимов Л. Н. Файер Н. Н. Федечкин В. И. Филиппов М. И. Форсов Ю. П. Цветков А. С. Чикер Н. П. Чичканов В. В. Шишляков И. К. Штундюк К. А. |