История создания бюро
В 1947 г. вышло постановление правительства СССР, которое предписывало Министерству судостроительной промышленности создать на территории Германии Специальное конструкторское бюро, которое возглавил А. А. Антипин.
СКБ должно было заниматься сбором чертеж кораблей, образцами морского оружия том числе и восстановлением технической документации по парогазотурбинной установке Вальтера. В этом СКБ работал заместитель доктора Вальтера — Фридрих Статешный. Статешный, получех-полунемец, возглавлял немецкую группу технических специалистов, которая работала в Бланкенбурге.
К 1947 г. с помощью Статешного был восстановлен не только проект лодки XXVIW серии и её энергетической установки, но и найдены на различных заводах некоторые большие фрагменты силовой установки Вальтера, в том числе парогазовая турбина и винтовой компрессор «Лисхольм».
Первый Приказ о создании СКБ-143 |
Первое здание, в котором находилось СКБ-143 |
Начальник и Главный конструктор (пр.617) СКБ-143 А.А. Антипин (с 1948 по 1953г.г.) |
31 марта 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР №3679сс и во исполнение его по приказу Министерства судостроительной промышленности №00164 от 7 апреля 1948 г. было организовано специальное конструкторское бюро № 143 (СКБ-143) в составе V Главного управления МСП.
Термин «специальное» в названии бюро подчеркивал, что оно создано для решения неординарных, специфических, целевых задач, таких как «проектирование и отработка новых энергетических установок (типа парогазотурбинных) для подводных лодок, а также проектирования скоростных подводных лодок с энергоустановками этого типа (ПЛ проекта 617)».
Начальником Бюро и главным конструктором ПЛ проекта 617 был назначен Алексей Александрович Антипин.
Для обеспечения выполнения работ, связанных с парогаготурбинной установкой (ПГТУ), из ЦНИИ-45 в СКБ-143 был переведён весь научно-исследовательский энергетический отдел во главе с его начальником Б. Д. Златопольским. Параллельно с ним над ПГТУ работали и немецкие специалисты, прибывшие из Германии.
В Бюро, наряду с конструкторскими подразделениями, были созданы научно-исследовательские отделы, службы испытательного стенда, специальная химическая лаборатория. Всё это позволило превратить Бюро в комплексную научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую организацию.
Деятельность Бюро проводилась в следующих направлениях: восстановление ПГТУ со всеми вспомогательными механизмами и относящемуся к ней оборудованию; проектно-конструкторские исследования по различным вариантам ЭУ с «единым двигателем» и разработка предэскизного проекта ПЛ проекта 617.
В 1949 г. коллективом СКБ-143 были разработаны эскизный и технические проекты ПЛ пр. 617, а в 1950 г. – рабочие чертежи.
Одновременно с проектированием ПЛ велись большие работы по созданию, монтажу, наладке стенда для отработки ЭУ на корабле. Особое внимание уделялось отработке условиям и средствам, связанным с безопасностью использования и хранения окислителя топлива – маловодной перекиси водорода, условно названной продуктом 030.
Спуск на воду ПЛ пр. 617 05.02.52г. (завод 196 «Судомех») |
По результатам проектирования сформировался двухкорпусный корабль водоизмещением около 1000 тонн. В межбортном пространстве были расположены восемь цистерн главного балласта, топливные цистерны и проницаемые выгородки с запасом перекиси водорода.
Энергетическое оборудование включало в себя дизель-электрическую установку по схеме, типичной для дизельных ПЛ, и ПГТУ, работающую на одну линию гребного вала. Впервые на отечественной ПЛ мощность установки подводного хода достигала величины 7250 л.с. на один вал. ПГТУ предназначалась для обеспечения подводного хода с большими скоростями (10 — 20 уз), а ДЭУ – для ходовых режимов. По разработанной Бюро проектной документации началось строительство подводной лодки на заводе № 196 (Ново-Адмиралтейский завод, ныне ФГУП «Адмиралтейские верфи»).
5 февраля 1951 г. состоялась закладка ПЛ на стапеле, спуск на воду - 5 февраля 1952 г.; с 16 июня 1952 г. начались швартовные, затем и ходовые испытания.
Приказ о назначении В.Н. Перегудова Начальником СКБ-143 |
Приказ о передаче работ по пр. 617 в ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») |
В соответствии с приказом МСП № 00133 от 18 февраля 1953 г., в связи с необходимостью организации работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки (АПЛ), все работы по ПЛ пр. 617, а также научные исследования, связанные с этим проектом, вместе со стендом были переданы в ЦКБ-18. Занимавшиеся данным проектом специалисты были также переведены в ЦКБ-18. Все дальнейшие работы по обеспечению ходовых и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации ПЛ пр. 617 выполнялись коллективом ЦКБ-18.
Согласно приказу министра судостроительной промышленности И. И. Носенко № 53/К от 18 февраля 1953 г. А. А. Антипин был освобождён от должности начальника СКБ-143 и переведён в ЦКБ-18 на должность главного конструктора ПЛ пр. 617. После передачи в ЦКБ-18 работ по ПЛ пр. 617 в СКБ-143 осталось 64 человека инженерно-технического состава.
Проект 617 (1948 по 1953г.г.). Главный конструктор А.А. Антипин |
Лодка пр. 617 имела водоизмещение нормальное – 950 т, глубину погружения – 200 м, скорость подводная под ПГТУ – 20 уз, под ГЭД – 9,3 уз, автономность – 45 сут. Вооружение торпедное: носовые торпедные аппараты (ТА) – 6 ед.; торпеды 533-мм – 12 ед. Дальность плавания (подводная) полной скоростью под ПГТУ – 120 миль, скоростью 14,2 уз под ПГТУ – 198 миль, под РДП со скоростью 5-8 уз – 8000 миль.
После завершения ходовых испытаний 21 апреля 1955 г. лодка была предъявлена к государственным испытаниям, которые закончились 20 марта 1956 г. и в этот же день она была передана в опытную эксплуатацию в составе ВМФ. В приемном акте Государственной комиссии отмечено: «по широкому диапазону больших подводных скоростей и дальностям хода с этими скоростями подводная лодка не имеет себе равных в составе отечественного флота, что значительно расширяет тактические возможности боевого использования подводных лодок такого типа».
Создание скоростной подводной лодки пр. 617 с паротурбинной установкой, работающей в подводном положении с использованием перекиси водорода, позволило по-новому взглянуть на проблемы длительного подводного плавания и оказало определённое влияние на все последующие работы в стране по созданию атомных подводных лодок.
Начальник ЦКБ-16 (СКБ-143 с 1963 по 1974 г.г.) Н.Н. Исанин (ЦКБ-16 с 1949 по 1963 гг.) |
Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1949 г. «Об улучшении проектирования кораблей и о мерах помощи конструкторским бюро и научно-исследовательским институтам военного кораблестроения» было организовано конструкторское бюро по проектированию линкоров и тяжелых крейсеров – Центральное конструкторское бюро № 16 (ЦКБ-16). В развитие этого постановления приказом министра судостроительной промышленности от 12 декабря 1949 г. было учреждено ЦКБ-16. Начальником – главным конструктором ЦКБ был назначен Николай Никитич Исанин.
Главный конструктор пр. 82 Л.В. Дикович |
|
Тяжелый крейсер пр. 82. Главный конструктор Л.В. Дикович (первый проект ЦКБ-16 – ЦПБ «Волна») |
С 1 февраля 1950 г. коллектив Бюро приступил к своей основной задаче – проектированию тяжелого крейсера проекта 82 – корабля с мощным артиллерийским вооружением, большой скоростью хода и надежной броневой защитой. Главным конструктором проекта был назначен Дикович Леонид Владимирович.
В процессе рассмотрения эскизного проекта основные тактико-технические элементы крейсера проекта 82 были доложены И. В. Сталину, который дал указание повысить скорость корабля до величины, значительно превышающей скорости иностранных кораблей того же класса. Для этого требовалось увеличить мощность главной турбинной установки почти на 30%, что и было выполнено проектантами Бюро в сотрудничестве с создателями ГЭУ, при этом без значительного увеличения размерений корабля.
В декабре технический проект 82 был представлен на утверждение Военно-морскому министерству и МСП. В создании тяжелого крейсера проекта 82 к концу 1950 г. участвовало 45 коллективов ведущих научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро и крупнейших заводов. Совместная работа Бюро с этими коллективами и представителями ВМФ способствовала созданию корабля с исключительно высокими тактико-техническими элементами: в проекте были заложены самая мощная в мире энергетическая установка (ГТЗА – 4х51470 кВт; 4х70 000 л.с.), сильное артиллерийское вооружение: три 3-орудийные башни СМ-31 калибра 304,8 мм, шесть 2-орудийных башен БЛ-109А калибра 130 мм, надежная броневая и противоминная защита. Спецификационные скорости: скорость полная – 36 уз, крейсерская – 24 уз.
Головной крейсер проекта 82 «Сталинград» строился в Николаеве на заводе №444, второй крейсер – на Балтийском заводе и третий в Северодвинске на заводе №402. Для решения оперативных вопросов были организованы филиалы ЦКБ-16 в городах Николаеве и Северодвинске. После смерти И. В. Сталина приказом от 23 апреля 1953 г. №00112 министра транспортного и тяжелого машиностроения И. И. Носенко все работы по проекту 82 были прекращены.
Главный конструктор пр. А615 А.С. Кассациер |
|
Проект А615. Место базирования г. Севастополь (Балаклава). Проект ЦКБ-16 Главный конструктор А.С. Кассациер |
3 апреля 1953 г. Приказом №00112 министра транспортного и тяжелого машиностроения ЦКБ-16 было поручено заниматься проектом малой боевой подводной лодки А615 с «единым двигателем», который был передан из ЦКБ-18. Главным конструктором ПЛ был А. С. Кассациер, работавший в годы войны в ОКБ-196 где создал экспериментальную подводную лодку проекта 95 с «единым двигателем» с применением ЕД-ХПИ.
Наряду с разработкой рабочих чертежей, учитывая большой объем принятых конструктивных изменений, Бюро пришлось разработать комплект документов технического проекта и необходимую технологическую документацию для строительства подводных лодок на двух заводах.
Для завода №196 был применен поточно-позиционный метод, а для завода №194 создан проект принципиально новой технологии строительства подводных лодок — блочным методом.
В сентябре 1955 г. головная ПЛ М-255, из пяти строящихся заводом №196, завершила заводские испытания. В декабре 1955 г. госприёмка приняла головную ПЛ М-255 и еще четыре серийных ПЛ в состав Балтийского флота.
Водоизмещение подводной лодки пр. А615 – 406 т, глубина погружения, предельная, 120 м, скорость подводная полным ходом 15 уз, тип ЭУ — дизель-электрическая с «единым двигателем» типа ЕД-ХПИ, вооружение торпедное — четыре ТА калибра 533 мм. Численность экипажа – 10 человек. Всего по проекту А615 было построено 29 ПЛ, из них заводом №196 — 23 ПЛ, заводом №194 — 6 ПЛ.
Главный конструктор пр. 431ПУ (в обеспечение создания пр. А615) М.П. Ремпель |
|
Самоходная баржа – обеспечивающее судно пр.431ПУ. Главный конструктор М.П. Ремпель |
В плане строительства серии подводных лодок проекта А615 предусматривалось создание специальных надводных судов для обеспечения эксплуатации ПЛ: выгрузки отработанного и загрузки свежего гранулированного ХПИ и заправки жидким кислородом. Для этих целей по проекту ЦКБ-16 под руководством главного конструктора М. П. Ремпель были переоборудованы в обеспечивающие суда самоходные баржи проекта 431. Проекту переоборудования присвоили номер 431ПУ.
В декабре 1955 г.самоходная баржа проекта 431ПУ переоборудованная в головное обеспечивающее судно и построенное на Выборгском судостроительном заводе было принято в состав вспомогательных судов ВМФ. По результатам строительства и замечаниям комиссии государственной приемки проект был откорректирован. В 1957 г. в строй вступили еще 2 судна и последнее переоборудовали в 1958 г.
Дополнительно для решения проблемы по созданию судна для заправки жидким кислородом ПЛ пр. А615 был создан технический проект 216 несамоходного обеспечивающего судна под руководством М. П. Ремпель, разработанный в ЦКБ-16 на базе несамоходной баржи проекта 411бис. В течение 1955 – 1956 гг. было переоборудовано 2 баржи в обеспечивающее судно проекта 216.
На момент передачи проекта А615 в ЦКБ-18 работы по заказу находились на стадии рабочего проектирования и заводам-строителям была направлена примерно четверть необходимых чертежей. Коллективу ЦКБ-16 предписывалось до 1 октября выпустить остальную недостающую документацию.
4 августа 1955 г. вышел приказ МСП о возвращении с 1 сентября в ЦКБ-18 группы, переведенной в ЦКБ-16 в 1953 г., в полном составе и передаче проектов 95, 615, А615, 630 и 637.
1 июля 1966 г. приказом министра судостроительной промышленности ЦКБ-16 переименовано в Центральное проектное бюро «Волна» (ЦПБ «Волна»).
Постановление СМ СССР о создании АПЛ пр.627 |
|
Начальник и Главный конструктор (пр. 627 и 645) СКБ-143 В.Н. Перегудов (с 1953 по 1958г.г.) |
9 сентября 1952 г. было принято постановление Совета министров СССР №4098-1616, подписанное И. В. Сталиным, «О проектировании и строительстве объекта 627», а по существу о развертывании работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки, которое было поручено СКБ-143.
18 февраля 1953 г. в соответствии с приказом МСП № 00133 «О передаче работ из СКБ-143 в ЦКБ-18» все работы по ПЛ проекта 617, а также научные исследования, связанные с этим проектом, вместе со стендом были переданы в ЦКБ-18. Занимавшиеся данным проектом инженерно-технический и конструкторский состав, немецкие специалисты, спецкомендатура были также переведены в ЦКБ-18.
18 февраля 1953 г. согласно приказу министра МСП И. И. Носенко № 53/К Владимир Николаевич Перегудов был назначен начальником СКБ-143 и главным конструктором АПЛ проекта 627, а А. А. Антипин был освобождён от должности начальника СКБ-143 и переведён в ЦКБ-18 на должность главного конструктора ПЛ проекта 617.
Создание первой атомной подводной лодки проекта 627 стало поворотным событием в подводном кораблестроении в нашей стране. Впервые подводные лодки стали по настоящему подводными, потому что могли находиться не всплывая в подводном положения до 3-х месяцев. До сих пор ПЛ были «ныряющими» и не могли долгое время находиться в подводном положении.
Все дизель-электрические ПЛ и ПЛ с «единым двигателем» имели возможность лишь несколько часов находиться в подводном положении. Но самой большой заслугой АПЛ проекта 627 было то, что она была полностью инновационной и без заимствования каких либо схемных решений, формы корпуса, энергетической установки, скорости, оружия и т. п. у других ПЛ. Так, например, некоторые дизель-электрические ПЛ, спроектированные другими конструкторскими бюро, опирались на опыт создания немецких и итальянских ПЛ. К тому же, даже первая АПЛ «Наутилус» США по архитектуре была создана с использованием немецкой ПЛ XXI серии. Именно с первой АПЛ Советского Союза можно считать рождение подводного флота не имеющего границ в достижении и уничтожении агрессора в любой точке мирового океана. Решить эту задачу смогло только одно конструкторское бюро в СССР.
Первая атомная АПЛ пр. 627 (эскизный проект). Главный конструктор В.Н. Перегудов |
Проект 627, К-3, «Ленинский комсомол». Главный конструктор В.Н. Перегудов |
В марте 1953 г. СКБ-143 приступило к разработке эскизного проекта крейсерской торпедной АПЛ проекта 627 под руководством главного конструктора В. Н. Перегудова. При разработке проекта за основу принимались материалы предэскизной проработки, выполненные группой В. Н. Перегудова. Разработка предэскизного, эскизного, а в дальнейшем и технического проектов и соответствующего оборудования выполнялась без участия представителей ВМФ.
31 октября 1953 г. был выполнен эскизный проект АПЛ со сверхмощной парогазовой торпедой Т-15 (диаметром 1550 мм, длиной до 23,5 м, дальностью хода 40-50 км), оснащенной ядерной боевой частью. В окончательном варианте с АПЛ проекта 627 торпеда Т-15 была снята, а вместо неё разместили восемь 533-мм ТА с общим боекомплектом 20 торпед. Впервые в отечественной практике обеспечивалась стрельба на глубинах до 100 метров.
В марте 1954 г. было начато изготовление рабочих чертежей и закончено в июле 1955 г.
24 сентября 1955 г. на Северном машиностроительном заводе (АО ПО «Севмаш») состоялась торжественная церемония закладки атомной подводной лодки проекта 627, получившей тактический номер К-3.
13 августа 1956 г. заложена на стапеле головную АПЛ проекта 627А.
1 апреля 1966 г.приказом министра судостроительной промышленности введено новое наименование СКБ-143 — Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПМБМ).
23 февраля 1974 г. приказом министра судостроительной промышленности СПМБМ и ЦПБ «Волна» объединены в одно бюро — СПМБМ «Малахит».
После объединения двух бюро произошла реорганизация коллектива и дальнейшая история его неразрывно связана с проектированием и созданием как подводных атомных кораблей так и надводных кораблей, судов и других сооружений. Уникальная история бюро в дальнейшем отражена в других разделах, посвящённых созданию подводных лодок первого и второго поколения, ракетных стендах и глубоководных технических средствах.